28.02.2011

Спасибо, Азбука, тебе!

Первый класс - это первый задорный звонок.
Первый класс - это первый серьезный урок.
Знают девчонки и знают мальчишки:
Первый класс - это первая школьная книжка!

Совсем недавно, казалось бы, для первоклассников лицея звенел первый в их жизни школьный звонок. А сегодня позади самый трудный и важный этап – период обучения грамоте. Все дети выучили буквы, научились читать и писать, закончили изучать свой первый школьный учебник, Азбуку. Завершил этот важный период обучения праздник «Прощание с Азбукой!», который состоялся 28 февраля в 1-Б классе лицея. 
Звуки фанфар ознаменовали начало праздника. Первоклассники в стихах рассказали о начале своей школьной жизни, о том, как они познакомились со своим первым учебником. Рассказали дети и об истории создания первых печатных книг, и о том, как раньше назывались буквы в русской азбуке. 
Неожиданным для первоклассников стало появление на празднике сказочного героя Нафани (Макин Андрей). Он заявил ребятам, что не учится в школе и учиться не собирается, т.к. все на свете знает. Но итоги викторины «Угадай сказку» показали, что первоклассники знают намного больше Нафани. 
На помощь обиженному Нафане пришли Баба Яга (Гусева Екатерина), Леший (Виноградов Всеволод) и Кот (Мунин Сергей). Они решили устроить ребятам серьезные испытания, чтобы проверить полученные знания. Только тогда на праздник сможет прийти Азбука, которую так ждали дети. Первоклассники с честью выдержали экзамен. 
Сначала все буквы алфавита выстроились на парад: каждая буква в исполнении первоклассников рассказала о себе. Затем ребятам нужно было составить слова из слогов. Это задание учащиеся выполнили правильно и быстро. Игра «Буква заблудилась» вызвала у первоклассников большой интерес и развеселила ребят. Но они поставили «заблудившиеся» буквы на свои места, и слова зазвучали правильно. А сказочный Нафаня так увлекся игрой, что научился читать, и согласился с первоклассниками, что учиться в школе нужно каждому. 
И вот, наконец, пришла к ребятам долгожданная гостья, Азбука (Рахманова Аида). Она поздравила маленьких учеников с праздником. А дети спели для Азбуки песню и частушки. В завершении праздника каждый ученик 1-Б класса получил диплом об окончании курса обучения грамоте. 
Сказочные герои, талантливо сыгранные учениками 4-Б класса лицея, убедившись в прочных знаниях первоклассников, вручили им новые учебники – литературное чтение и русский язык. Пожелаем маленьким ученикам успехов в дальнейшем изучении школьных наук! 

Слайд-шоу с праздника можно посмотреть ЗДЕСЬ

23.02.2011

Будем в армии служить!

Нашей Армии любимой День рожденья в феврале!
Слава ей непобедимой! Слава миру на земле!
В преддверие праздника Дня Защитника Отечества в начальной школе прошла игра-соревнование «Буду в армии служить!». В игре приняли участие 3 команды, в каждой из которых объединились учащиеся 1-4 классов.
Перед началом состязаний девочки из 2-х классов обратились к будущим защитникам с поздравлением. Затем был дан старт игре.
Соревнование началось с конкурса кроссвордов. Участники всех трех команд дружно начали работу. Зрители – одноклассники участников игры, которые переживали за свою команду, - в это время отвечали на вопросы: «Правда ли, что бескозырка – это головной убор без козырька?», «Катюша» - это автомобиль девочки Кати?» и на многие другие вопросы армейской тематики.
Свою сообразительность команды проявили в конкурсе «Собери пословицу». Все команды правильно составили и объяснили пословицы.
Следующее испытание называлось «Дискобол». Участники команды должны были одновременно дуть на бумажные круги-диски. У каждой команды были «диски» своего цвета. В итоге в этом конкурсе победила команда мальчишек из «Б»-классов. Жюри в это время подвело итоги конкурса кроссвордов, и на столах каждой команды появились звезды по количеству очков набранных в каждом конкурсе.
Очень напряженными для зрителей-болельщиков оказались конкурсы на меткость. А участники игры должны были проявить сноровку и умение попасть в цель. В конкурсе «Меткий стрелок» нужно было бросить в коробку маленькую фасолинку, а в конкурсе «Бомбардировщик» - донести на голове и сбросить точно в коробку фишку от домино. Самыми меткими оказались команды «А»-классов и «Б»-классов. Но участники третьей команды не унывали, а зрители активно поддерживали своих одноклассников.
Большой интерес как у участников игры, так и у зрителей вызвал конкурс на умение быстро и правильно надеть противогаз. Здесь старались все без исключения участники.
Будущий защитник, несомненно, должен быть сильным. Свою силу мальчишки смогли показать сразу в двух конкурсах. В одном из них нужно было как можно дольше удержать пластиковую бутылку на вытянутой руке. Строгое жюри выбирало самого сильного в каждой команде. Этим ребятам достался приз – бутылка лимонада.
В традиционном конкурсе «Перетягивание каната» не было равных мальчишкам из «Б»-классов. Правда, чтобы выиграть команду «А»-классов им пришлось изрядно потрудиться. Этот конкурс завершил игру-соревнование.
Жюри подвело итоги: с равным количеством очков победили команды «А»-классов и «Б»-классов. Но самое главное все участники игры смогли показать свои смекалку, сообразительность, силу и ловкость. Наградой всем участникам игры стали медали и, конечно же, зрительские аплодисменты. А все болельщики могут сказать будущим защитникам:
Знаем мы, что вы достойны
Звания мужского – воины.
Для мужчины – дело чести
Защищать свое Отечество!

22.02.2011

Итоги подведены

22 февраля были объявлены итоги Второй научно-практической конференции лицеистов "Поиск и творчество", о которой было рассказано РАНЕЕ.
Проекты учащихся начальной школы были заявлены в номинации "Первые шаги".
Места распределились следующим образом:
Гусева Екатерина (Экспериментально-творческий проект «Зимнее чудо»)- ПОБЕДИТЕЛЬ 
Щербинин Назар (Исследовательский проект «Сталактиты в домашних условиях») - ПРИЗЕР
Малинкина Полина (Исследовательский проект «Влияние ассоциаций на орфографическую зоркость») - ПРИЗЕР
Чуркин Александр (Натуралистический проект «Почему предметы электризуются») - ПРИЗЕР 

Победители и призеры получили Дипломы и Грамоты. Руководители проектов были отмечены Благодарностью за качественную работу в области научно-исследовательской и проектной деятельности. 
Поздравляем всех с заслуженными наградами. 

18.02.2011

Первые шаги в исследовании


Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно-исследовательская деятельность. 
18 февраля в школе успешно прошла 2-ая научно-практическая конференция учащихся «Поиск и творчество». С приветственным словом к участникам конференции обратилась заместитель директора по научной работе Петрова Н.В. После торжественной церемонии открытия началась работа по 3 предметным секциям: 
На суд компетентного жюри, в состав которого вошли педагоги лицея, была представлена 21 работа. При оценке учитывалась научность и актуальность темы, умение преподнести материал.
В этот год на конференции представлена номинация «Первые шаги», в которой свои проекты защищали четверо учащихся младшей школы. Это Щербинин Назар – 4 Б класс (Сталактиты в домашних условиях), Гусева Екатерина – 4 Б класс (Зимнее чудо), Малинкина Полина – 3 В класс и Чуркин Александр – 2 Б класс (Почему предметы электризуются?) 
Юные исследователи в 8-10-минутном выступлении донесли до слушателей суть своих научных изысканий. 

В каждой секции были определены лучшие докладчики. Ими стали Гусева Екатерина 4-б класс, Чуркин Александр 2-б класс и Малинкина Полина 3-в класс. Учащиеся начальных классов покорили зрителей с одной стороны непосредственностью и артистизмом, с другом - серьезным отношением к изложению материала, строгостью и принципиальностью - сообщает сайт МОУ Заволжского лицея.

Жюри отметило растущее из года в год их качество и содержание. Великолепно организованной работе конференции предшествовала большая исследовательская деятельность школьников и их научных руководителей - учителей нашего образовательного учреждения.
С нетерпением ждем итогов конференции.

11.02.2011

Осваиваем стандарты второго поколения


  Новые образовательные стандарты, Стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и…пришло время начать применять новое на практике. 
   С 2011 г. вся система начального образования РФ перейдет на образовательные стандарты второго поколения, а 2010-2011 г. - это период, когда мы можем попробовать, разобраться, апробировать, чтобы во всеоружии встретить инновации. 
   Время, объявленное карантином для учащихся лицея, не прошло для учителей начальных классов даром. Собравшись вместе, мы попытались понять нашу новую роль! 
  Варегина М.Ю. рассказала присутствующим о концептуальных основах, структуре и значимости внедрения ФГОС второго поколения. Учителя проанализировали особенности базисного (образовательного) учебного плана начального общего образования.
   Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. 
  Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации. Педагоги начальной школы учились определять и находить УУД. 
Подобная работа даст возможность расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД, приучает мыслить по-новому. 
  Затем учителя начальных классов рассмотрели образец разработки интегрированной проверочной работы за 4 класс. 
  Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.
   Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Можете ознакомиться с приведенными ссылками, которые описывают возможности формирования УУД:

03.02.2011

Организация введения ФГОС НОО второго поколения


Учить педагогов района и координировать их действия – задача районного методического объединения. Одно из приоритетных направлений этой работы – освоение и применение инновационных технологий образования. Здесь используются различные формы работы, которые в конечном счёте сводятся к тому, чтобы учителя могли не только проявить себя, но и принести в свою школу часть того профессионального мастерства, которое рождает совместная работа. 
3 февраля на базе начальной школы Заволжского лицея состоялся проблемный семинар
 «Организация введения ФГОС НОО второго поколения». Участниками семинара стали педагоги района.
Открыла мероприятие руководитель РМО Варегина М.Ю. ФГОС начального общего образования второго поколения является, прежде всего, совокупностью трёх систем требований: требований к структуре основной образовательной программы, к результатам освоения ООП, к условиям реализации ООП. Кроме того, Марина Юрьевна осветила и такой важный вопрос, как внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса как необходимое  условие введения ФГОС нового поколения, указав при этом на то, что приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного  подхода, отметила преимущества указанных методов обучения в сравнении с традиционными.
Педагогами лицея были проведены открытые уроки:
Педагог
Класс
УМК
Тема
Иванова О.В.
1 Б
Гармония

Волкова С.Ю.
2 А
Гармония
Подбор проверочных слов для названий признаков предметов: закрепление.
Предтеченская Е.Н
3 Б
Гармония
Как слова-части речи становятся членами предложения
Тетеревкова А.Л.
3 В
Школа-2100

Поташова Е.В.

4 А
Цветова Л.М.


Присутствующие высоко оценили уровень преподавания педагогов МОУ Заволжского лицея.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые результаты образования в значительной степени достигаются благодаря эффективному учебно-методическому комплекту. Это принципиально новые учебники и учебные пособия.
В ходе второй части семинара учителя познакомились с особенностями реализации учебно-методических комплектов начальной школы в условиях введения ФГОС НОО. Тихомирова Л.В. выступила на тему: «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК "Гармония". Людмила Владимировна рассказала, что в УМК «Гармония» каждая предметная линия изначально разрабатывалась авторами с особым акцентом на формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Наглядно педагоги района рассмотрели, как обеспечивает  реализацию деятельностного подхода УМК «Гармония»

Смирнова Н.А. познакомила присутствующих с особенностями  УМК «Школа 2100». Надежда Александровна раскрыла принцип мини-макса. Это значит, что для каждого ученика на уроке обеспечивается возможность «продвигаться» своим темпом, каждый берет необходимый минимум и возможный максимум. «Программа 2100» решила одну из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения.

Педагог подчеркнула, что детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.

Подводя итог семинару, педагоги района поставили перед собой задачи: проработать Федеральные государственные образовательные стандарты,  проанализировать рекомендованные Министерством образования РФ учебно-методические комплекты и сделать для себя правильный  выбор.

01.02.2011

Как хорошо уметь читать!

Школьная жизнь первоклассника начинается с уроков обучения грамоте. На этом важном этапе обучения ребенок учится читать и писать, открывая себе путь к дальнейшему образованию.
«Как хорошо уметь читать!» - именно так может сегодня сказать каждый учащийся 1-б класса нашего лицея. Заканчивается период обучения грамоте, изучены все буквы. Многие дети достигли хороших результатов: кто-то научился плавно читать по слогам, а кто-то свободно читает целыми словами. Но важно не только научить детей читать.
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак). Книга должна стать для ребенка другом, важно научить детей приобретать с помощью книг новые знания. Чтобы поддержать у учащихся интерес к чтению, продолжить формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу, учителем Ивановой О.В. была организована экскурсия в детскую библиотеку.
Сотрудники библиотеки Ольга Александровна и Марина Сергеевна пригласили учащихся в читальный зал. Дети узнали о том, что библиотеки появились 5 тысяч лет назад, а старинные книги были написаны на папирусе, глиняных дощечках, на бересте. Большой интерес у ребят вызвала встреча с любимыми литературными героями: дети отгадывали загадки и вспоминали названия книг, в которых «живут» эти персонажи.
Ольга Александровна и Марина Сергеевна рассказали учащимся, что многие книги можно взять почитать на абонементе или в читальном зале.
На встречу с детьми пришел и Незнайка, который как всегда все перепутал. Учащиеся помогли Незнайке вспомнить правила поведения в библиотеке, пользования книжным фондом, правила обращения с книгой. Затем Ольга Александровна и Марина Сергеевна провели ребят в зал, где они могут выбирать книги, став читателями детской библиотеки. Учащиеся увлеченно рассматривали книги, журналы, комиксы, спрашивали сотрудников библиотеки о некоторых книгах, которые хотели бы почитать.
«Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого духа», - сказал Г. В. Лейбниц. Хочется верить, что экскурсия и удивительная встреча с книгами откроет для ребят дверь в эту сокровищницу. А каждый из маленьких читателей скажет: «Кто много читает, тот много знает».

НАС МНОГО


Просмотреть БлогоРазумие на карте большего размера