18.07.2009

Микроскоп в начальной школе?

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.
Реализовать эти задачи помогает работа с микроскопом.
Цифровой USB микроскоп БИОР-2 (учебный) предназначен для наблюдения и исследования различных объектов под микроскопом. Общий вид микроскопа немногим отличается от обычного. Данный микроскоп позволяет вести наблюдения индивидуально через объектив.
Но есть и существенное отличие. Микроскоп БИОР-2 - сложный оптический видеоприбор. Составной частью его является цифровая цветная видеокамера, которая подключается к компьютеру.
С диска устанавливается программное обеспечение. Микроскоп готов к работе.
Эта особенность делает микроскоп «доступным» сразу всему классу, т.к. не нужно каждому ученику смотреть в объектив, не нужно несколько микроскопов для работы на уроке. Изображение объекта, находящегося на предметном столике микроскопа, выводится на экран и его могут видеть все ученики класса.
Компьютер позволяет сохранить образ объекта в виде фотоснимка или видеофильма. Специальные компьютерные программы позволяют редактировать эти снимки и видеоролики для получения более яркого и наглядного образа объекта. Если время на уроке не позволяет провести наблюдения, учитель может заранее подготовить снимки или видеоролик и использовать их на уроке.

Практическое использование микроскопа при изучении курса «Окружающий мир» в 3 классе

Знакомство с микроскопом
На первом уроке «Разнообразие природы» дети узнают о том, что все живое делится на большие группы – царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. Вводится понятие: бактерии – крошечные организмы, их увидели тогда, когда изобрели удивительный прибор – микроскоп.
Можно посмотреть видеофрагмент «Многообразие одноклеточных животных».

Учитель знакомит детей с этим прибором, рассказывает о его устройстве.

Первый вид работы – это рассматривание под микроскопом мелких предметов: колючек кактуса, волоса, листьев растений.

Главная задача на этом этапе заключается в том, чтобы дети поняли основное назначение микроскопа. 

Изучение нового материала с помощью микроскопа
Возможности микроскопа помогают лучше усвоить некоторые темы курса «Окружающий мир».
Тема «Тела, вещества, частицы» 

В учебнике дается описание опыта, который доказывает наличие частиц. Кусок сахара растворяется в стакане с водой, вода становится сладкой, а это значит, что сахар распался на мелкие частицы, которые смешались с частицами воды.
Ученикам младшего школьного возраста нужно все увидеть. На помощь приходит микроскоп.
Мы рассматриваем под микроскопом тоненькую пленку лука и наглядно видим, что она состоит из «кирпичиков», клеток. Также здесь наглядно видно, что расстояния между клетками нет, т.к. луковица состоит из твердого вещества. Здесь же можно дать детям понятие многоклеточные организмы, т.к. они видят, что клеток в луковой пленочке много.

Тема «Что растения получают из почвы?»

«Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворенные минеральные соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить», - так объясняется тема в учебнике.
Мы снова прибегаем к помощи микроскопа. Рассматриваем готовые препараты:
Корень моркови
Корень петрушки
Корень свеклы
Корень редьки

Дети находят различие в фотографиях, делают вывод, что это корни разных растений, поэтому изображения разные. Но мы видим и сходство. На всех фотографиях четко видны крупные круги и овалы. Дети сами догадались, что это «трубочки», по которым и поступает вода с растворенными солями. Учитель дает понятие «проводящие сосуды», дети наблюдают, что таких сосудов больше в центре корня. Это проводящий пучок.

На уроке дети делали зарисовки со снимков.

А как дальше попадут вода и соли к остальным частям растения? После того, как дети выскажут свои предположения, мы рассматриваем срезы стеблей и видим сходство с корнями.

В стебле также есть проводящие сосуды, что позволяет проводить воду от корня по стеблю к другим частям растения.
На данном этапе можно повторить материал о клеточном строении растений: все живое состоит из клеток.
К каким организмам можно отнести растения? К многоклеточным.

Тема «Вода»
Использование микроскопа при изучении этой темы вызвало наибольший интерес, даже восторг детей.
Когда мы изучали раздел «Берегите воду», то говорили о том, что людям нужна только чистая вода. Вполне были закономерны вопросы:
- почему нужна чистая вода?
- можно ли пить воду из водоемов?
- для чего вода проходит очистку, прежде, чем придет к нам в дом?
Детский опыт уже позволяет правильно ответить на данные вопросы, но хорошо, если мы наглядно во всем убедимся.
Сначала просто рассматриваем две капельки воды: из-под крана и стоячую воду, в которой долго стояли отводки комнатных растений. На первый взгляд эти капельки похожи.
Далее на помощь снова приходит микроскоп. Учитель заранее снимает два видеофрагмента: чистая вода и стоячая вода. В первом случае дети наблюдают за движениями капелек воды, а во втором видят в воде различные движущиеся предметы. Дети сразу делают вывод, что это какие-то живые существа. Учитель рассказывает о микроорганизмах и бактериях, живущих в грязной воде, о том, что многие из них опасны для человека.
Можно посмотреть видеофрагмент, снятый в лаборатории «Жгутиконосцы».

Таким образом, цифровой микроскоп БИОР-2 относится к классу учебных микроскопов достаточно высокого уровня. Он с успехом может быть использован в исследовательской практике. Работа с микроскопом позволяет вести урок на достаточно высоком современном уровне, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, значительно расширяет их знания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

НАС МНОГО


Просмотреть БлогоРазумие на карте большего размера