24.07.2009

Педагогическая диагностика - успешность обучения

Для успешности обучения каждого ученика и реализации личностно-ориентированного подхода авторы УМК «Начальная школа XXI века» считают необходимо использовать педагогическую диагностику.

"Для того, чтобы учитель не действовал наугад, чтобы выбор им задания для каждого ученика не носил случайного характера, а был обусловлен реальными знаниями ребенка"

Педагогическая диагностика определяет степень усвоения учебного материала и показывает, почему ребенок его не усвоил. 

Выполнение диагностических заданий дает возможность установить разные уровни усвоения программного материала: репродуктивный или продуктивный, а также охарактеризовать продвижение ученика.
Например, 
1. Среди данных слов подчеркни: 
только существительные - зима, зимний, зимовье, зимушка, зимовать; только прилагательные - белить, белизна, белый, беленький; 
только глаголы - утихать, тишь, удар, ударить, бег, беговая (дорожка), бежать.

2. Какими частями речи могут быть слова:
пила ________;
столовая ________;
печь ________.

Отличие налицо. В первом задании проверяются знания частей речи. Во втором случае и знание частей речи, и языковое развитие ученика.
Задания педагогической диагностики авторы преднамеренно сделали сложнее (в сравнении с контрольными работами) для того, чтобы учитель мог выявить наличие допустимого минимума усвоения знаний, а также и самый высокий уровень развития и сформированности учебной деятельности.
В данной диагностике в области русского языка, подобраны задания, составленные на материале искусственного языка. В них ученики, пользуясь хорошо известными им правилами русского языка, должны выполнить необычные задания. 
Например, стандартное задание, с которым большинство учеников легко справляется:
Проверьте, правильно ли написан ряд слов: мелоч, товарищь.
А вот следующее задание дано на искусственном языке. 
Проверьте, правильно ли написано словосочетание: колная нукож
Таким образом, задания педагогической диагностики выявляют как усвоили ученики необходимые знания, и в тоже время, как они умеют самостоятельно рассуждать, используя свои знания.
Авторы разработали четыре оценки педагогической диагностики – от 0 до 3 баллов.
0 баллов – задание не выполнено.
1-2 балла – задание выполнено частично. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, и указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика. 3 балла - ученик полностью справился с заданием.
По каждой оценке даются рекомендации.

Вопрос диагностики по 1 классу поднимался в блоге-портфолио Елены Владимировны Малаховой "День за днем". Я анализировала и работала с материалами 2 класса. Хотя педагогическая диагностика относится к УМК "Начальная школа XXI века", я считаю, что ее можно использовать и по другим комплектам.

Познакомиться с диагностикой по русскому языку можно здесь.

Использованный материал: Журнал "Завуч начальной школы" 2009 г., № 1.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

НАС МНОГО


Просмотреть БлогоРазумие на карте большего размера